Как Сказка помогла родителям и детям
(значение сказки в развитии ребенка)
В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее. Вместе с героями сказки дети преодолевали препятствия и росли сильными, справедливыми и жизнестойкими. А когда сказка веселила и чудачила – дети тоже веселились, и их душа наполнялась спокойствием, радостью и добром. От встреч со сказкою и детство ребят тоже было немножко сказочным. Поэтому дети очень любили Сказку как самого доброго и хорошего друга. А родители любили сказку за то, что с ней было легче растить и воспитывать детей.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы… А когда у бывших детей появились свои дети, взрослые решили, что Сказка устарела и не подходит для современного мира… И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…
Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной. Дети долгими часами играли с готовыми игрушками, проводили время перед экраном или монитором, а взрослые занимались своими делами.
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. Родители недоумевали, ведь для счастливого детства они делают так много! Дети продолжали грустнеть и чахнуть и не могли объяснить взрослым почему. А воспитатели в детских садах и учителя в школах удивлялись, почему дети стали такими агрессивными, почему они не умеют дружить… Врачи тоже разводили руками…
Однажды один мальчик долго-долго играл на компьютере и победил всех монстров и бандитов. Но он не мог понять, почему же у него после этого так плохо на душе. Он ударил свою любимую собаку, нагрубил папе и, разговаривая по телефону, поссорился со своим другом… Ни он сам, ни взрослые не могли понять, что происходит… Он сидел, уронив голову на стол, и никто не знал как ему помочь…
И тут мама тихонько подошла к нему, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства…»
— И кто же это? – недоверчиво спросил мальчик
— Это моя детская сказка.
— Почитай, — попросил мальчик. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено! А затем вернулась к своему ребенку, и они вместе продолжали волшебное исцеление и в тот вечер и еще много-много вечеров подряд…
В чем сила сказки?
Сказка развивает познавательный мир ребенка, расширяет кругозор, способствует совершенствованию речи и мышления, национального самосознания.
Сказочные истории воспитывают бережное отношение к миру живых существ, природе и экологически образовывают ребенка.
Волшебные приключения в сказке снижают тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы.
Через сказку ребенок получает знания о жизни людей, их проблемах и способах их преодоления. В подсознание ребенка закладывается «банк жизненных ситуаций и решений», которым человек пользуется всю жизнь.
Истинные сказки наполняют мир ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.
Во время чтения сказки нервная система детей находится в особом состоянии , во время которого происходит бессознательная проработка их собственных психологических проблем, внутренний мир ребенка восстанавливается и гармонизируется.
Как общаться с детской сказкой?
- Читайте и анализируйте сказки с малых лет. Подбирайте сказки в соответствии с возрастом ребенка, помогите ему понять их смысл и поступки героев.
- Перечитывайте с ребенком любимые сказки много раз.
- Рассказывайте народные «бабушкины» сказки.
- Сочиняйте сказки вместе с ребенком, развивая его творческие способности и речь.
- Рисуйте иллюстрации к прочитанному.
- Изготавливайте (лепите, конструируйте, вырезайте из бумаги) героев и персонажей, вместе шейте и вяжите кукол.
- Почувствуйте проблему малыша (страх, тревогу, одиночество) и придумайте сказку, где герой находит способы преодолеть эту неприятность.
- Разыгрывайте сказочные сюжеты, отводя ребенку роль персонажа с похожими проблемными или недостающими ребенку чертами характера: боязливому - роль смелого рыцаря, а жадному – щедрого волшебника.
Пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе вашего ребенка!
Сказочного взросления!
Роль сказки в психическом развитии ребенка
Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:
- Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
- Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
- Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
- Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
- В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.
До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.
Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.
Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.
Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.
Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.
Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.
Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.
Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.
Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение.